Своими глазами: корреспондент Сайта города Артемовска побывал на газовой скважине «Шелл» в Харьковской области (ФОТОРЕПОРТАЖ)

В рамках пресс-тура, организованного для журналистов Донецкой области, нам удалось посетить единственную на данный момент скважину «Шелл» в Украине – «Беляевскую-400», которая находится возле села Веселого на Харьковщине. Во время экскурсии специалисты рассказали о стандартах безопасности, принятых в компании. На сегодняшний день тут проходят поисково-разведочные работы, которые продляться еще несколько месяцев. После того, как будут оценены объемы и качество залегающего газа, "Шелл" примет решение - будет ли здесь промышленная добыча.

Данная скважина не имеет отношения к Юзовскому участку: партнерами в ее разработке выступает украинская компания «Укргаздобыча», а оператором – «Шелл». Открывал ее в октябре 2012 года сам президент Виктор Янукович.

Когда автобус с журналистами подъехал к территории участка, нас встретили активисты со всей области с антисланцевыми плакатами, но сначала их не пустили. Как сообщили журналистам позже, всем желающим активистам провели точно такую же экскурсию, как нам, однако об их впечатлениях узнать не удалось.

На буровой площадке все представители прессы прослушали инструктаж по технике безопасности и в обязательном порядке надели каски, жилеты и перчатки. Сама площадка оборудована столовой, медицинским пунктом, автомобилем скорой, жилыми вагончиками.

Об установке рассказал главный инженер по бурению Михаил Грецкий, который работает на скважинах «Шелл» в различных странах мира уже более 15-ти лет. По его словам, на сегодняшний день на скважине проводятся разведочно-поисковые работы. «Шелл» хочет оценить объемы сланцевого газа или газа уплотненных песчаников, которые можно получить на этой территории. Сейчас бур достиг 3200 метров, планируемая глубина - четыре километра. Как утверждают представители компании, вопрос о промышленной добыче пока не стоит: необходимо оценить объемы не только этой скважины, но и в перспективы бурения на ближайших территориях.

Конструкция скважины включает четыре стальные трубы, а межтрубное пространство зацементировано сверхпрочным материалом, что гарантирует изоляцию от питьевых горизонтов. В разведочных работах чаще используют импортные ресурсы: вышка – американская, обсадные трубы – японские, цемент – немецкий, потому что качество украинских их не устраивает. Из отечественных используют только некоторые ферменты  для бурильного раствора, плиты, трубы не для высокого давления.

Корреспондент сайта 06274 спросил о том, как жители села Веселое, которое находится всего в километре от скважины, реагируют на присутствие «Шелл» на их территории. Как объяснил Грецкий, он лично участвовал в общественных слушаниях, которые проводили в сельсовете. У громады были вопросы и опасения, однако компания предоставила всю необходимую информацию о стандартах по защите окружающей среды.

«В отличие от некоторых крупных нефтяных и газовых компаний и многих небольших, у нас есть полный набор внутренних стандартов на все виды работ. Стандарты безопасности, качества, технологии. Это обязательно для всех вне зависимости от места расположения скважины. После 2010 года и катастрофы в Мексиканском заливе на этом делается особый акцент. Риск, что что-то подобное случится, небольшой, но последствия серьезные. В этом плане компания «Шелл» готова обеспечивать безопасность», - утверждает Михаил Грецкий.

Для процесса бурения используют воду из двух собственных скважин. Использованную воду с породой через вибросито выливают в специальные шламовые амбары. На вопрос, куда дальше ее денут, специалист пояснил, что ее необходимо утилизировать на специальном предприятии. Сейчас ведутся переговоры и проверка необходимых лицензий для данного вида работ у нескольких украинских компаний. По словам Грецкого, этот раствор не попадет в грунт. Уровень шума также не превышает норму.

Шламовые амбары

Он считает, что на данном этапе бурения нет никакой экологической угрозы. Он уточнил, что, кроме собственного контроля, есть государственные органы, которые уполномочены проводить соответствующие проверки.

«Риски, естественно, есть, как и при любой деятельности. Материальная ответственность для нас прописана в законодательстве Украины. В случае нанесения какого-либо ущерба все будет выплачено, есть прецеденты. Но затраты «Шелл» несет и без всяких аварий – в рамках социальных проектов на той территории, где проходит добыча», - говорит главный инженер.

Больше всего журналистов интересовал вопрос, касающийся технологии гидроразрыва, которую экологи считают опасной. Нам показали специальный амбар, в котором будут хранить жидкость после гидроразрыва. Стенки и дно амбара покрыты специальным двойным водонепроницаемым материалом, благодаря которому, как утверждает Грецкий, исключена возможность попадания раствора в грунт. Точные объемы, необходимые для гидроразрыва при промышленной добыче, инженер не называет, но утверждает, что двух существующих водяных скважин для этого будет достаточно. 

На обратном пути на нашу просьбу остановить автобус, чтобы пообщаться с экологами и активистами, представители «Шелл» ответили, что люди настроены агрессивно, поэтому не рекомендовали нам выходить к ним. Пикетчики преградили путь автобусу, однако ненадолго. 

В общем, картина разведочной площадки далеко не устрашающая: везде строгий порядок и контроль техники безопасности. Однако с опасениями активистов, вызванными отсутствием информирования до подписания Соглашения по Юзовскому участку и во многом запоздалыми попытками «Шелл» доказать свои высокие стандарты, также нельзя не считаться. 

Своими глазами площадку увидел и организатор митингов против "Шелл" Владимир Березин.

Трубы для скважины.

Для бурения используют импортные материалы.

Возле площадки - зеленое поле.

Операторам посчастливилось увидеть процесс изнутри. В спецодерже они поднялись на вышку.

В таких комнатах живут работники площадки. Больше двух третих в составе бурильных бригад - украинцы.