Артемовская мастерица: увлечение украинской вышивкой началось с японских кроссвордов

Лариса Комиссарова всю жизнь проработала химиком на железной дороге: казалось бы, профессия совершенно не предполагает наличия художественного таланта. Но оказывается, чтобы стать признанным мастером декоративно-прикладного искусства, некоторым достаточно вначале просто полюбить японские кроссворды!

О толковании символов народной вышивки, творчестве как памяти и знакомой всем курочке Рябе корреспондент "Донбасса" поговорила с автором удивительных работ, на которые горожане приходят полюбоваться в артёмовскую городскую библиотеку в рамках выставки "С Украиной в сердце".

Рыжик ревнует к клубкам

Первые результаты рукоделия Ларисы Комиссаровой по достоинству оценили коллеги: пейзажами и цветочными натюрмортами, вышитыми крестиком, она завесила всю лабораторию. Но дарить свои шедевры всем подряд не торопилась: мол, это очень личное, можно доверить только близким и дорогим людям. А вспомнить полученные ещё в детстве навыки пришлось после операции, когда появилось свободное время:

- Я очень увлеклась разгадыванием японских кроссвордов. А их обычно сопровождают красивые восточные картинки. Вот и подумала: почему бы мне не попробовать их вышить? Так и появилось у меня новое "старое" хобби, - вспоминает Лариса Спиридоновна.

Сейчас оно занимает у женщины, которая пять лет назад вышла на пенсию, почти всё свободное время. Даже кот Рыжик понимает, что нитки для неё очень важны. Поэтому если хочет обратить внимание на себя, начинает эти самые нитки отбирать, чтобы хозяйка погладила его, любимого.

Но самый интересный "пунктик" мастера  - миниатюрные подушечки, расшитые каноническими народными узорами. Дома у Ларисы Спиридоновны хранится уже больше сотни таких. Вышивать (или, как говорят профессионалы, отшивать, то есть копировать узоры) она может круглосуточно! И заметьте, ни один узор не повторяется!

- Когда наша творческая мастерская "Оберіг" организовывала первую выставку, для экспозиции нужна была подушка. Но большую я делать не захотела. Вышила маленькую. И теперь это просто наваждение, мне очень нравится делать такие мини-подушечки. Хотя на самом деле история вышивки на диванных подушках очень давняя. Вот и созрела такая идея: сохранить традиции этого вида бытового искусства. Я узоры не придумываю: собираю у знакомых старые подушки, на которых есть уникальный узор, ищу в специальных книгах - и отшиваю, - рассказывает мастер.

Коллекция эта имеет не только эстетическую, но и познавательную и краеведческую ценность. У Комиссаровой есть уникальное панно "Украинский сувенир", сделанное из подушечек. Все составляющие панно украшены вышивкой из разных уголков Украины. Работы Ларисы Спиридоновны уже дважды попадали в ежегодный каталог "Кращий твір року Украини": там печатают фотографии самых интересных работ мастеров страны.

Символы объединяют все народы

Неудивительно, что, окунувшись в мир образов народной символики, Ларисе Спиридоновне захотелось понять, что же зашифровывали мастерицы на протяжении веков в своих рукоделиях. Поэтому сейчас Комиссарова не только вышивает, но и описывает символику узоров:

- Чем больше различных узоров я вижу, тем больше понимаю: люди разных народов в разные времена, воплощающие свои чаяния в узорах, хотели одного и того же: мира, благополучия, любви. Поэтому так много общего в символике узоров востока и запада, юга и севера, хотя рукодельниц могли разделять тысячи километров и сотни веков.

Узор в виде ключа, по мнению Ларисы Комиссаровой, - очень важный символ в народной традиции.

Узор в виде ключа, по мнению Ларисы Комиссаровой, - очень важный символ в народной традиции.

Изучает она и христианские символы в вышивке: например, может много рассказать о символизме прямых и косых крестов, которые обозначают мужское и женское начало и их соединение. Вот так она описывает символику одной из своих работ "Ключ":

- Ключ - древний символ, имеющий двойную природу. С одной стороны, он символизирует процесс высвобождения, обеспечения доступа к чему-либо, с другой - запирание, сокрытие, тайну. В христианстве ключ стал атрибутом апостола Петра, которому Иисус Христос доверил охранять райские врата - вход в мир запредельного бытия, мир тонких энергий. На картине они, увитые цветущими лозами, изображены в виде рамки. По обе стороны от Ключа - два райских дерева: Древо Жизни, приносящее каждый месяц плоды, исцеляющее людей и дарующее им бессмертие, и Древо Познания добра и зла, плоды которого лишили первых жителей рая Адама и Еву, а впоследствии и их бесчисленных потомков,  бессмертия.

В поле зрения мастерицы попал и один из самых сакральных предметов украинского народа - хуста. Лариса Спиридоновна "раскопала" значение квадратного вышитого полотнища, на котором, вразрез с привычным мифом о рушнике, традиционно подавали хлеб. Есть знаменитая хуста Тараса Шевченко, которую вышивала ему сестра. В ней дарили или передавали особо ценные подарки, кроме ритуального хлеба.

- В символах что-то такое, что заставляет из века в век их воспроизводить. Они несут необычайную энергию своими очертаниями. Создают в окружающей среде особую атмосферу, - считает Лариса Спиридоновна.

В хусте

В хусте "Весна буяє" скрыт сакральный украинский символ.

Чернобыльские пожарные и портрет Шевченко

К 25-летию аварии на ЧАЭС был придуман проект "Пам'ять на життя": рукодельницы со всей Украины вышили узор для каждого села, находящегося в зоне отчуждения. Для двенадцати сёл сделала Лариса Комиссарова. В рамках этого же проекта были вышиты символы на знамёнах пострадавших от трагедии стран: Украины, Беларуси, России. Сейчас эти работы можно увидеть в донецком музее "Смолоскип", а вторые экземпляры вышивок уже три года путешествуют по странам мира. Но Лариса Спиридоновна сделала ещё одну уникальную вышитую картину на эту тему:

- Когда я увидела знаменитый памятник первым пожарным, погибшим в Чернобыле, была поражена до глубины души, настолько эта скульптура отражала их мужество и самопожертвование. Поэтому я решила изобразить и на полотне пожарного, закрывающего своим телом нас от взорвавшегося реактора.

На недавней областной выставке, посвящённой юбилею Тараса Шевченко, одну из наград получил большой портрет Кобзаря, вышитый артёмовской рукодельницей, которая не только сама занимается творчеством, но и постоянно воспитывает своих последовательниц, занимаясь со школьниками города.

-  В нашем обществе немало творческих людей с божьей искрой в душе и сноровкой в руках. Но некоторых смущает отсутствие практической полезности сотворенных ими изделий. Идя на поводу расхожих суждений, они не понимают, что творчество - это возможность видеть и утверждать Красоту окружающего мира, тем самым способствуя его гармоническому единству. О полезности, кстати. Можно вспомнить сказку про курочку Рябу. Людям была подарена Красота, а они попытались из неё приготовить яичницу. Мне же всё это приносит внутреннее удовлетворение. Человек же должен оставить какой-то след. Пусть мой след будет оставлен крестиком, - говорит Лариса Спиридоновна.

В символике Донбасса много роз

Руководитель творческой мастерской "Оберіг" Светлана Кравченко:

- Интересной особенностью и ценностью народной культуры Донбасса является то, что эта очень молодая культура сложилась, впитав в себя черты древних и зрелых культур: русской, греческой, немецкой и западноукраинской. Вот откуда в народной традиции символ беспрерывности жизни - "бесконечник" имеет черты древнегреческой вязи - одного из самых распространённых орнаментов Греции. Или часто встречающиеся разнообразные свастические кресты, кресты в окружности, символические изображения женщин-деревьев, пришедшие с территории России. Характерный для скандинаво-германских народов стиль "хандагар" вошёл в коллекцию характерных украинских швов и обогатил её своими разновидностями.

Одним из самых главных символов, используемых народными мастерами всех эпох, был венок, венец. Это символ особой отмеченности, власти. Позже, в христианскую эпоху, он стал символом духовной власти и, как противоположное его значение, символом мук и терпения Христа ради спасения человечества. В узорах нашего региона можно увидеть изображение не только венца, но и его элементов. Пышные цветущие розы, крупные лилии, множество нераскрытых бутонов - по этим признакам специалисты узнают узоры Донетчины. На девичьих сорочках вышивали одиночные цветы (нет ещё пары в жизненном пути), а на женских - обязательно парные, растущие из одной точки стебля, соединяющиеся  у основания. Появившиеся уже гораздо позже неклассические народные орнаменты также сохраняют эту особенность.

Елизавета Гончарова, donbass.ua

Автор
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )